Прощай, Дамбри. Здравствуй, Муйне.
Всё хорошее рано или поздно заканчивается. Заканчиваются фильмы, заканчиваются книги, заканчивается сказка под названием Дамбри. Пора двигаться дальше, навстречу новым приключениям. Впрочем, отъезд из Дамбри у нас получился спонтанным, совершенно неожиданным и очень скоротечным.
Четыре ночи мы уже провели здесь, среди джунглей, стрёкота цикад, приглушённого шума водопада за могучими кронами деревьев. Наши мысли лениво нащупывали, перебирали возможные варианты отъезда отсюда. Никаких конкретных планов — днём раньше, днём позже. Наиболее вероятным представлялось добраться до автовокзала в Баолоке (Bao Loc), а там уже двинуть автобусом дальше на юг, скорей всего в Хошимин. Итак, пошёл уже пятый день нашего «полного слияния с природой». Нам не было скучно без городской толкучки, курортной суеты, беготни по магазинам, отчаянного гудения машин на вьетнамских улицах. Мы наслаждались этой оторванностью от мира, этой паузой во времени, которую подарил нам Дамбри. И во время очередной прогулки к водопадам, мы повстречали у нижнего водопада Дасара (Da Sara) небольшую — один мужчина и две женщины — экскурсионную группу европейцев с гидом-вьетнамцем. Издалека расслышать речь не удалось, да мы и не прислушивались особо. Каждый день здесь проходят несколько экскурсионных групп из разных стран, всё-таки Дамбри — это одна из достопримечательностей близ Далата. Так что, не придав особого значения, мы продолжили свою неспешную прогулку по тропинкам в джунглях от водопада Дасара вверх к большому водопаду Дамбри.
И вот уже на подходе к нему, в очередной раз наслаждаясь мощью, шумом и водяным туманом Дамбри, мы впервые в этом нашем путешествии столкнулись с тем, что называют «судьба ведёт». Нас догнала экскурсионная группа, и тут мы уже явственно расслышали, что они общаются по-русски и гид-вьетнамец также разговаривает с ними на нашем родном языке. Туристы оказались из России. Не ожидая ещё дальнейшего развития событий, а скорей решая текущие задачи, мы обратились к нему с вопросом, как нам удобнее выбраться отсюда и в каком направлении более оптимально продолжить наш путь, учитывая, что мы едем из Далата на юг Вьетнама. Гид представился Анатолием — видимо, у них принято для простоты общения с нашим братом подобрать себе какое-нибудь из русских имён. Например, наш друг Хоп из Нячанга также представился нам поначалу не Хопом, а Мишей. Забавно. Так вот, гид Анатолий сказал, что без проблем можно вызвать из Баолока такси в Дамбри, и нас доставят на автовокзал, причём счётчик будет работать только в одну сторону, т.е. вызов в счёт не входит. Чему мы, конечно, обрадовались, а заодно поинтересовались, откуда они едут и куда дальше путь держат. Оказалось, они приехали из Муйне и уже сейчас отправляются в обратный путь. А, узнав, что мы вольные путешественники, Анатолий предложил нам отправиться с ними всего за 300 000 донгов (450 рублей!) на двоих, так как они приехали на большом микроавтобусе всего впятером, считая водителя, и у них было много свободных мест.
Судьба ведёт. Посещение Муйне было у нас запланировано, хотя и находилось под вопросом, но когда ситуация складывается вот таким образом, все сомнения отпадают враз. Тем более, что и цена поездки получалась не то что бюджетной, а очень-очень-очень бюджетной. В другом случае нам только такси до автовокзала Баолока обошлось бы не менее 300 000 донгов, а то и больше. Как раз за столько мы приехали из Баолока в Дамбри. А ведь это всего 18 км. А здесь нам предлагают умчаться километров за 120 отсюда, совсем в другой город, да кроме того, как выяснилось, по пути нас ждала ещё и небольшая экскурсионная программа. И всё это за 300 000 донгов! Во истину — подарок судьбы. Нам было дано на сборы полчаса, пока наши соотечественники заканчивали осмотр достопримечательностей Дамбри. А что нам? Собраться — только подпоясаться. И вот через полчаса, рассчитавшись за проживание и от души поблагодарив персонал, мы уже грузили вещи в комфортабельный микроавтобус Мерседес. Прощай, Дамбри. Благодарим тебя за очарование и волшебную сказку. Мы обязательно сюда ещё вернёмся.
И мы двинулись дальше в нашем путешествии. Как и было обещано, уже вскоре мы сделали первую остановку, чтобы осмотреть пагоду в ближайшем населённом пункте от Дамбри. Название, к сожалению, мы не запомнили, но фотографии, конечно же остались.
Гид Анатолий зашёл помолиться.
Тут же за нами молча наблюдала одна из обитательниц этого тихого места.
Очень красивая территория, затишье, уединение, отрешённость.
Далее мы доехали до Баолока, где нам был предложен обед в одном из кафе, также входящем в график экскурсии. Разумеется, за дополнительную плату. Обед, признаться, был так себе, но в любом случае мы подкрепились для дальнейшей дороги. Вот парочка видов Баолока и кафе в торговом центре, где мы отобедали.
А дорога предстояла очень неспешная, во-первых, потому что нас ждали ещё остановки, а, во-вторых, ехали мы не по главной междугородней трассе, а пробирались по каким-то древним деревушкам, постепенно спускаясь с горной местности к побережью. Дорога была узкая, неровная, а порой и вообще просёлочная, без асфальта, так что не разгонишься. Объяснение этому — почему мы ехали такими закоулками — мы потом нашли. Но впечатлений получили массу, и я, конечно же, поделюсь этими впечатлениями с вами. А пока посмотрите видео, снятое из окна микроавтобуса под вьетнамские песни, которые всю дорогу крутил наш водитель. Это вьетнамская глубинка в горной местности недалеко от города Баолок. Конечно, это не те совершенно глухие деревушки в лесах, которые встретились нам позже. Но там мы не останавливались, а до видеокамеры как-то руки не дошли, ловил впечатления глазами.
Итак, после обеда следующим пунктом в нашей программе было посещение чайной фабрики в Баолоке. Довольно любопытно. Устроено всё как-то по простому, что ли, на наш взгляд. В открытом большом ангаре под крышей ведётся приём чая у населения — местных крестьян. Они привозят его на машинах…
… на мотобайках, велосипедах.
Урожай, т.е. чайный лист, сдают круглый год, по мере отрастания листьев. Вот приёмщица ведёт учёт.
Тут же этот чайный лист раскладывают на полу, возможно, для сортировки.
Затем отправляют в сушильные барабаны для обработки.
А это уже готовая продукция. В таком виде чай, видимо, затем отправляют на фасовку на другую фабрику. Ещё раз повторюсь: как-то всё очень незатейливо выглядит, по-кустарному. Но это моё мнение. Не знаю, после таких фабрик мы покупаем в маркетах вкусный вьетнамский чай или после каких-то других. Это нам неведомо.
Здесь же, на чайной фабрике, Татьяна сфотографировала, а я даже заснял, как растёт дуриан — самый легендарный фрукт в Юго-Восточной Азии. Очень интересно и неожиданно. Как из такой грозди отдельных соцветий в итоге получается цельная здоровенная и такая душистая колючка?
А вот коротенькое видео.
Ну что ж, чайную фабрику посетили. Говоря словами одного удивительного лозунга, встреченного мной как-то в старые-стародавние советские времена — «Счастливо потрудиться!» А мы двинулись дальше. Формально и официально следующим пунктом нашей спонтанной программы, так неожиданно вторгшейся в наши планы, было посещение рыбоводческой фермы, где разводили осетров. Гид Анатолий спрашивал нас всех:
— Вы ели когда-нибудь осётра? — именно так он произносил это слово, с ударением на «ё».
— Это очень-очень вкусная рыба. Вы представляете, она совсем без костей.
Неужели он всерьёз думал, что мы, россияне, могли не знать, что это за рыба такая — осётр. Он сказал, что мы можем на ферме даже купить этого «осётра», и что он сам тоже купит «осётра». Посетив эту осетровую ферму, мы нашли разгадку, почему мы двигались по такой ухабистой и тряской дороге. Наши случайные попутчики сделали предположение (а скорей всего так оно и было), что посещение этой фермы не входит ни в какие официальные экскурсии. Просто вьетнамцу Анатолию очень хотелось купить себе «осётра», и он вместо стандартного маршрута по главным и гладким дорогам повёз нас под видом экскурсии этими глухими тропами, мимо первозданных вьетнамских деревушек в несколько домиков, затерянных в гористой местности этой провинции, мимо каких-то оторванных от мира построек и даже храмов.
Хотя, глядя на GPS-карту в коммуникаторе, я видел, что эта дорога была несколько короче, чем главная, но скорость движения по ней никак не приводила к выигрышу ни во времени, ни в бензине. Впрочем, никто на Анатолия не был в обиде, в особенности же мы. И так нам перепала такая нежданная халява, да ещё и побывали в таких интересных местах, о которых даже не мечтали.
Почему мы все пришли к выводу, что посещение фермы — никакая не экскурсия? Объяснение простое: нам вообще ничего не показали. Сам же Анатолий сказал — а может быть, и наплёл, — что пройти по мосткам к инкубаторам и посмотреть, как всё устроено, никак нельзя, что это вообще не разрешается. Можно только с берега посмотреть на водоём, на все эти отсеки, в которых разводят рыбу. Но без бинокля что-либо разглядеть вообще нереально.
Спрашивается, зачем тогда привёз нас сюда? Что это за экскурсия такая, если ничего посмотреть категорически не разрешается? Анатолий ехал за «осётром», и он его купил, задачу свою выполнил. Мужичок прошёл по воде к ближайшему отсеку с осетрами, готовыми к продаже, залез в него, выловил за хвост рыбину и притащил Анатолию.
Мы же, пока шла возня с «осётром», покрутились вокруг, посмотрели. Погода слегка хмурилась, на какое-то мгновение даже дождик прошёлся кругами по воде.
Ту же на берегу сфотографировали, как растёт хлебное дерево. Для нас такой фрукт — диковина.
А места вокруг удивительной красоты. Этот большой водоём — запруженная речка. Как красиво отражаются в воде горы.
Ну, и, наконец, финишный рывок. Всё ниже и ниже мы спускались к морю. Менялся ландшафт, менялся крестьянский промысел в полях. Уже не было ни кофе, ни чая за окном. Уже пошли рисовые поля. Часто попадались плантации кактусов, плоды которых называются «драконий глаз» или «глаз дракона», а официально же — питахайя. Вот так они растут.
Попадались просто замечательные картинки провинциального крестьянского быта.
Наши попутчики почти всю оставшуюся часть дороги от души ухахатывались над тем, как незатейливо и наивно развёл нас Анатолий со своим «осётром». К началу вечера мы въехали в Муйне. На всю дорогу с остановками и экскурсиями у нас ушло часа 4 или 5.
Спасибо большое ребятам, нашим соотечественникам, что согласились взять нас с собой. Спасибо Анатолию, он не только довёз нас до Муйне, но и помог с выбором недорогого отеля, точнее — гестхауса, возле которого нас и высадил. День получился насыщенным, интересным и полным впечатлений.